Психологический эффект
Nov. 26th, 2012 06:42 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Однажды, а именно в 1579 году в Ирландии вспыхнуло очередное восстание против засилья англичан. Дело это было, прямо скажем, обычное, местная знать под католическими знаменами воспользовалась испанским и папистским десантом, который для того и был направлен, начала жечь английские гарнизоны и вешать чиновников королевы. Далеко еще было да начала ХХ века, когда президент еще непризнанной Ирландской республики Де Валера (математик, выпускник Гарварда) с возмущением отвечал ведущему переговоры с повстанцами Ллойд-Джорджу, указавшему на карту на стене с предложением сравнить масштабы государств: "Как же можно учитывать масштаб в меркаторовой проекции!" А Британская Империя в 1920 году была сами помните какова… Так вот, до этих времен было еще жить и жить, поэтому ирландское восстание проходило по стандартному сценарию: бухаем и вешаем англичан, потом англичане вешают нас. Никакой интеллигентности.
Усмирять ирландцев королева направила лорда Грея, который потерпел поражение под Глэнмэлюром, попав в засаду, но с легкостью разгромил испано-итальянский десант при Смервике. Еще не успели слететься вороны, как лорд Грей получает депешу, что на южном побережье очередные выступления повстанцев, поэтому он оставляет поля боя отряд под командованием двух капитанов с однозначным указанием: пленных ирландцев в расход, испанцев и папистов — упаковать и подготовить к выкупу, как это обычно и происходило.
Однако капитаны по отъезду начальства решили по-своему. Ирландцев, сказали они, вешать — дело неблагодарное. Тут или устраивать полный геноцид (слова такого еще и не знали ведь), либо ну их всех нафиг. Поэтому сыны Зеленого острова, которые готовились уже к пирушке кто со Святым Патриком, кто с Дагдой, в некоторой прострации поняли, что их отпускают, хотя и пинками, поэтому сделали ноги, разнеся по родным краям эту необычную весть. С иноземцами, кои предвкушали недолгий плен и выкупу за деньги Святого престола и испанского короля, было решено поступить в рамках нового метода ведения тотальной войны — психологического воздействия на противника. И обалдевшим десантникам было заявлено, что впредь никто из чужаков, ступивших с оружием на землю английской короны, живым ее не покинет. И вы, голубчики, будете первыми, кто наглядно это продемонстрирует. И 600 человек были казнены по принципу еще не изобретенного конвейера. Сначала их предлагали связывать попарно и кидать в море, но капитан Уолтер Рэли — личность в будущем легендарная, — потирая шрамы на запястьях, указал, что способ этот стопроцентных гарантий не дает, он — купавшийся связанным в хаарлемском озере, тому яркий пример. Поэтому давайте-ка пленных в отряды по десять и палашами их. И каждому палачу назначить сменщика и пару человек — точить клинки. Рэли, сам мореплаватель и капер, считал, что проявляет еще и благородство, потому как сам при всем этом страшно боялся воды, морская болезнь его настигала даже при виде Темзы.
Второй капитан — великий английский поэт Эдмунд Спенсер — был с лордом Рэли абсолютно согласен.
Оба капитана тогда были особо отмечены, потому как выкуп выкупом, но психологический эффект оказался оглушающим. Сигнал, как модно говорить сейчас, был пойман адресатами правильно.
Унаи Эмери ехал в Москву в ранге тренера-спасителя. Тренера, который считается признанным специалистом, еще молодым, но уже достаточно дерзким, чтобы выиграть несколько чемпионатов Испании подряд. То есть занять в них третье место, что, понятное дело, равносильно. В качествах баска сомневались только видные отечественные эксперты вроде Рейнгольда, но большинство (и я в их числе) только кивали: надо же — у "Спартака", наконец-таки, тренер.
Бодрый старт красно-белых давал поводы для оптимизма, хотя у поклонников "народной" команды должны были уже тогда зародиться сомнения: а не слишком ли стеснителен Эмери в выставлении своих условий? У "Спартака" уже давно проблема заключается в отсутствии человека, который мог бы организовывать игру прежде всего в нападении. Титов на пенсии, Алекс впал в хандру и уехал — и как отрезало. Приобретения на эту позицию были какие-то невнятные, и баск попытался эту тенденцию переломить.
Он совершенно верно начал со слома и перестройки центра поля, купив добротного опорника Чельстрема, арендовав Хурадо, который должен был играть чуть выше, и сделав ставку на бразильца Ромуло, чьи умения вроде как позволяли увидеть в нем того самого необходимого игрока. Но Эмери не успел решить еще одну давнюю проблему красно-белых.
Даже, скорее, две проблемы.
Первая — это давным давно мертвые фланги. Мертвые настолько, что успели уже даже начать неприятно пахнуть. С уходом Быстрова единственным светлым пятном там был только "ранний" Макгиди, тоже, видимо, затосковавший по зеленым холмам Ирландии и переставший играть уже год как. Попытка же превратить Комбаровых и Макеева в полноценных вингбэков явно провалилась. Макеев неубедителен в атаке, Комбаровы на пару пожарят в защите.
Вторая проблема как раз связана с обороной "Спартака". Про дырявый левый фланг я уже упомянул, но у Эмери так и не нашлось вменяемой пары центральных защитников. Доставшиеся в наследство Сухи и Пареха — это игроки середины таблицы в лучшем случае, Инсуральде же представляет собой типичную картину бюджетной покупки, вроде бы и под Лигу, но ошибки совершает чудовищные.
Учитывая, что пару к Чельстрему в опорной зоне (иначе "Спартаку" кроме как с двумя опорными сейчас играть просто некем) составляет либо человек дождя
Кариока, либо Де Зеув…

В итоге Эмери вынужден посылать в бой то, что у него есть. Из имеющегося набора футболистов он что-то внятное собрать не смог, а в последних матчах так и просто поплыл, словно пропустил джеб от Валуева. И отсюда понятны его надежды на работу со "Спартаком": до перерыва играем с этими вот, а там уже начинаем работу. Но травма Ромуло выбила практически единственную его сильную карту.
"Динамо" же свои круги ада, похоже, прошло уже. Естественно, ничем нельзя оправдать руководство бело-голубых за то, что Силкин был оставлен главным тренером, а не поменян с почестями еще перед зимней паузой в "тройственном" чемпионате. Петреску на данный момент представляется если не идеальным, то хорошим вариантом для команды, вызвавшей в начале сезона множество небезосновательных злорадных ухмылок. Да, румын тот еще псих, и мы все еще порадуемся новостям из динамовской раздевалки и конфликтах главного тренера с ведущими игроками, но это футбол, что ж поделать.
У "Динамо" очень неплохой состав, в котором грузчики гармонично сочетаются с исполнителями. При Петреску заиграл Кокорин, возмужавший прямо на глазах. Смирился с ролью подносчика снарядов и мастером отвлекающего маневра Кураньи. Даже Джуджак перестал жужжать по поводу места на фланге. Может быть, и обстрел помог, кто его знает.
А еще "Динамо" поперло. То три очка КДК припишет (оговорюсь сразу: документов я не видел, поэтому о справедливости решения с правовой точки зрения судить мне сложно, стороны утверждают ровно противоположное), то удачный рикошет Кокорину поможет.
И ведь оговорюсь: состав "Динамо" далек от идеального, и полноценной "десятки" у него уже давно нет. Поэтому Петреску не строит косую линию, если предками завещано: "против турок — каре!" 4-4-2 в чистом виде, где Юсупов ниже, Нобоа над ним, Кураньи оттянутый, а Кокорин на острие. Джуджак и Соловьев бегают по флангам. Классика!
Противопоставить такому построению красно-белые 4-2-3-1 — казалось бы — хороший вариант! Нобоа съедается парой Зеув-Чельстрем, Кураньи ликвидируется одним из центральных защитников, да и опорные, если не деревья, вросшие в пластмассовый газон, должны помочь… Но в том-то все и дело.
Хурадо в обороне практически бесполезен, Чельстрем старателен, но не более, а покупка в свое время Зеува — это все равно что вложение в недвижимость. Дом стоит, и Зеув стоит — лепота.
Комбаров раз за разом проигрывает забеги Джуджаку, тот раз за разом стреляет в штрафную. И в одной из таких попыток ведь проявится тот факт, что Сухи — игрок так себе, а Пареха… Но о Парехе позже, сейчас давайте дадим Нобоа забить.
И подумаем, почему после промаха Сухи ближайшим к единственному входящему в штрафную игроку оказался Зеув. Маневры Парехи в эпизоде с голом простому разумению не поддаются.
Что ужасно для "Спартака", так это вольготность, с которой игроки "Динамо" чувствовали себя перед чужой штрафной. Отсюда и постоянные попытки проникновения в святая святых.
И это еще красно-белым везло, что бить с ходу у соперника мало кто умеет.
Второй гол Кокорина стал приговором прежде всего Парехе. Если посмотреть реакцию на его игру по ходу карьеры в "Спартаке", например, на ВВ, то матов он собрал себе на полноценный словарь табуированной лексики. А все всплески любви были вызваны… его удалениями. Вот отмахнулся Пареха однажды от Кержакова, получил красную и стал героем в глазах торсиды. Но если посмотреть все в комплексе, то и получается, что за игру — матюги, за скандалы — "верим!"
У Сухи исправить что-либо шансов не было, на нем висел Кураньи. Вообще Кокорину следовало бы отдать на немца — было бы гораздо надежнее, чем переигрывать Диканя, но победителей если и судят, то с легкой завистью.
Второй тайм встретили файерами…
…и Дзюбой.
Игру Дзюбы теперь придется воспринимать через призму Откровения от Дзюбы. От этого никуда не деться. Потому как придется сравнивать "Спартак" по Эмери и "Спартак" по Дзюбе.
Много Дзюбы в предыдущем абзаце, но много его было и во втором тайме. Любуйтесь.
А теперь придется сказать несколько неожиданную вещь, но все же.
Дзюба отведенное ему время сыграл отвратительно.
Да-да, можете не перечитывать предыдущую строчку, я еще раз повторю: Дзюба сыграл отвратительно.
Футбол — это такая игра, где одиннадцать человек пытаются затолкать мяч в ворота других одиннадцати человек. Выигрывают те, кто затолкает большее число раз. Тут можно сказать "спасибо, кэп", но я отмечу особо:одиннадцать человек. Много ли сделал Дзюба именно для команды?
Так вот я вам скажу: до революции Паниковский был слепым нападающий, выставленный Эмери наконечником, не замечал вокруг никого и ничего. Он периодически поднимал руку, требуя навешивать на него, стоящего между двух защитников.
Получая мяч в штрафной он хотя и грамотно укрывал его корпусом, но развернуться ему практически не давали. И зря махали ему Ари и компания — Дзюба был нацелен спасти Тарасовку в гордом одиночестве.
Все бы ничего, мне-то вообще было бы все равно, если бы не обещанная победа в ЧМ-2018, но болельщиков "Спартака", кто решит проанализировать эпоху Дзюбы, она может запомниться голами в разгромах и прочих проигранных матчах против принципиальнейших соперников.
Хурадо же был человеком, который пытался как-то наладить игру. Но для диспетчера он делает слишком много касаний, слишком любит мяч. В итоге он сам убивал темп атак "Спартака".
Жано, во втором тайме переведенный фактически в центр, больше путался под ногами. На сегодняшний день Ананидзе не оправдывает выданных ему пару лет назад авансов ни на процент. Ему пришла пора становиться взрослым футболистом, он же до сих пор мальчик С соответствующей мышечной массой, но при этом без рывка и видения поля. Был ли талант? А если был, то не закопан ли?
Неудачным клубом стал "Спартак" и для Ари. В Алкмааре он всегда играл страйкера, в Москве его упорно пытаются превратить в разыгрывающего. Но бразилец всегда смотрит на мяч, о каком диспетчерском таланте можно говорить? Ладно, не диспетчерском, но и в подыгрыше надо смотреть на поле, а не на собственные бутсы.
Это не значит, что Ари — плохой футболист, как раз он очень неплох, но на своей позиции.
И никакие крики Эмери, уже понимавшего, к чему клонится дело, не могли повлиять на команду. "Спартак" был в нокауте, замены игру не усилили, хотя "Динамо" и отдало мяч.
Набор юного пожарного: огнетушитель, ведро и щипцы для белья, в последний раз я такие видел в глубоком детстве. Вы все еще кипятите?
Дзюба подпортил праздник динамовским болельщикам. Но для них это было так — вишенка на торте чуть съехала.
Комбаров в окружении сотрудников штаба "Динмамо". То ли его троллят, то ли пытаются спасти.
"Динамо" провело идеальный для себя матч. Получалось почти все, у соперника же проявились все внутренние противоречия. Вот еще одну вещь скажу, для меня не самую приятную, но если бы прошлый матч в Химках не был остановлен, то "Зенит" скорее всего все равно бы проиграл. Потому что именно в тот день у петербуржцев было очередное "дно" обострения кризиса, что и было видно по некоторым тренерским решениям, в том числе и со стартовым составом и по планировавшейся замене.
Возвращаясь к Дзюбе и его словам после матча.
Во первых строках замечу, что ответственность тренера и одного из игроков — это вещи настолько разные, что даже банальным "проигрывает тернер, выигрывает команда" не обойдешься. Страстный спич молодого человека о тренерских способностях Унаи Эмери, чья "Валенсия" хотя и не конкурировала с "Барселоной" и "Реалом", но была первой после великих, вызывает саркастическую усмешку.
Но в связи с внезапным увольнением Эмери поневоле задумаешься, что ирландцев отпустили, а испанцев внезапно казнили на холодном берегу Атлантического океана. Но ведь чья вина перед английской короной больше — вопрос как минимум спорный и неоднозначный.
Каковы же будут психологические эффекты?
Взбодрится ли команда — никому неизвестно. Есть "старая гвардия", в том числе Зеув (которому наверняка уже перевели слова Дзюбы о нем), купленная до прихода баска. Есть Хурадо с Инсуральде, которые шли под Эмери. То есть все условия для раздрая внутри коллектива созданы.
Что будут думать тренеры, которым предложат контракт со "Спартаком", тоже теперь терра инкогнита. Потому как некая система уже прослеживается: Лаудруп, теперь Эмери.
И еще ведь новый тренер должен будет учитывать фактор Дзюбы, слова и мнение которого материализуются в действиях руководства. Но даже если бы не совпало вот так — слова и увольнение — как он себе представлял дальнейшую работу с Эмери после такого интервью?
А подытоживая работу баска в "Спартаке", отметим следующие моменты.
Первое. Эмери не смог полноценно сработаться с руководством клуба, не смог провести свои идеи в финансовое воплощение. "Фалькао не едет" и "цена-качество" не набирают очки, а лишь влияют на строчки в балансе. Чьей вины тут больше — тренера или руководства — решайте сами.
Второе. Тренер не припас аварийный вариант, который помог бы ему дотянуть до зимы. Травма Ромуло окончательно спутала расклады, заставив лепить кадавров из частей тела от разных покойников. Это в том числе и следствие пункта первого. И здесь вина уже больше его.
Третье. Эмери вытягивал из имеющегося материала все, что было возможно. Хотя это и противоречит пункту два, но тоже является правдой. Импровизируя на ходу, он судорожно искал вариант, который позволит ему дожить до желанного перерыва.
И общий вывод из этого всего в том, что Эмери оказался жертвой не самой понятной политики "Спартака". Он мог сыграть лучше, но не имел ни малейших шансов исполнить то, что от него ждали в офисе и на трибунах. Ну никак. Невозможно взять уже выжатое и налить полный стакан. Пять месяцев в состоянии нехватки кислорода — вот жизнь Эмери в Москве. И почти три из них прошли практически в удушье.
До перерыва "Спартаку" остается три матча, один из которых не имеет уже никакого значения. Надо ли было снимать наставника? Что ж, зато теперь зимой еще один оправданный шанс на "Фалькао к нам не едет" и "цена-качество".
А Эмери уж точно не пропадет.