То самое место, где в 1480 году де-юре закончилось иго и любая вассальная зависимость Русского государства от Орды.
Занесло по работе, причем и самому пришлось устроить Стояние на Угре, потому как партнеры запаздывали.
Предыстория вкратце такова: Иван III окончательно забил на какое-либо подчинение Золотой Орде. Хану Ахмату это не понравилось и в 1472 году он полез восстанавливать справедливость. Но столкнувшись на Оке с русским войском, понеся существенный урон при попытке форсирования реки, предпочел сначала растрясти на дань крымских татар. Иван, глядя на это дело, в 1476 году прекратил выплату русской дани. И в 1480 году Ахмат явился показывать, кто здесь власть.
Обстановка к тому благоволила: братья Ивана III Борис Волоцкий и Андрей Большой устроили несанкционированный митинг в формате полномасштабного бунта, Ливонский орден разорил псковские предместья, а польский король Казимир IV, будучи в союзе с Ордой, обещал выступить со стороны Смоленска.
У Москвы тогда был единственный союзник – Крымское ханство, видевшее в северном соседе единственную подмогу в борьбе с Ордой. И хотя значительная часть боярства предлагала сдаться, Иван с криком «Мы принимаем бой» двинул войска. Одновременно крымский хан Менгли Гирей получил весточку, что время пришло в сказку отправиться, и устроил полноценный набег на Подолию, выключив из игры Казимира.
Ахмат, не желая вновь получать по сусалам на Оке, решил выйти к Москве с запада – через реку Угру, где планировал соединиться с войсками Казимира. Но тот был занят обороной Литвы от крымчаков. Попытка Ахмата переправиться через Угру была отбита русскими в ходе четырехдневного сражения, причем практически впервые русскими войсками была эффективно применена полковая артиллерия. Не то чтобы пищали наносили серьезный урон, но пугали лошадей знатно.
И началась классическая позиционная война, до официального изобретения которой было еще несколько веков. Ахмат пытался нащупать места для переправы, но русские войска оперативно создавали преимущество или равенство на каждом участке фронта. Вместе с тем по пути на Угру татары разорили местность на сотню километров вокруг, обеспечивая себе тыл от удара русских войск во фланг. Но теперь этотвышло боком им: пока русская пехота жрала хлеб, подвозимый из Москвы, татарская кавалерия сидела на подножном корму, обдумывая, где бы взять фураж. Потому как лошади сожрали все, что было на десятки километров вокруг. У татарского войска началась бескормица и кровавый понос в прямом смысле этого выражения. К моменту, когда Угра встала подо льдом, Ахмат уже не имел никакого преимущества, тем более что братья Ивана осознали, что лучше стабильность и тоталитаризм, чем их персональная свобода слова и татары Ахмата в Москве. Псковичи и новгородцы при этом сумели выбить ливонцев с запада.
Одновременно Иван посылает зондеркоманду под руководством Василия Ноздреватого и приданного для прохождения практики крымского наследника Нур-Девлета в обход на волгу, где та устраивает каперство на водах и разоряет Сарай – столицу Большой Орды. Ахмат, видя такое, решает, что хватит с него этих русских и снимается с Угры в сторону дома. Где его благополучно и порешили благодарные соотечественники в лице тюменского хана, поймавшего соседа в чистом поле. Что поделать, не хотел Ахмат жить в родном доме, где на него смотрели волками тамбовскими. Кстати, по пути домой Ахмат еще разорил литовский тогда «злой город» Козельск в отместку за неприход на помощь Казимира. Ну и для пожрать – зима ведь.
Иван III переиграл своего оппонента в первую очередь стратегически. Единственным слабым местом было вторжение ливонцев, которые собрали огромную армию, но было и понимание, что орден вряд ли пойдет дальше Новгорода. Стратегия непрямых действий, честное слово. Прям таки опередил свое время Иван, его бы в ХХ век…
Стелла стоит у села Знаменка Смоленской области. Есть еще стеллы у Киевского шоссе и ближе к Калуге. Периодически вспыхивают споры, какая из стелл тру, а какие липовые, но это, скорее всего, Специальная Олимпиада. Ахмат нагнал на Угру достаточное количество народа, чтобы подняться в среднее течение, а четких археологических доказательств с тех времен почти не осталось: века, климат и активное земледелие старательно уничтожают следы.
Posted via LiveJournal app for iPad.